В. Л. Грановский, технический директор ООО «Данфосс»
Cпециалисты, занимающиеся проблемой импортозамещения, определяют это понятие следующей фразой:
«Импортозамещение – это стратегия ведения экономики и промышленной политики государства, которая заключается в замене импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства».
На первый взгляд не очень понятно, почему «импортный товар, пользующийся спросом» нужно заменять, а не противопоставить ему на выбор потребителя отечественный товар аналогичного назначения. Критерий потребительского выбора достаточно известен – соотношение цены и качества. При этом в понятие качества включается и логистика, и сервис, и ряд других показателей.
Кроме того, в приведенном определении естественное беспокойство вызывает слово «замена», которое в менее деликатной форме синонимично слову «запрет» или «ограничение».
Запрет на импорт может быть как со стороны государства, потребляющего импортную продукцию, так и со стороны государства-экспортера.
При введении запрета или ограничения на импорт со стороны государства – потребителя импортной продукции преследуются следующие основные цели:
• стимулирование развития промышленности путем создания для нее благоприятных условий;
• защита национальных экономических интересов путем сокращения зависимости от импорта для снижения политических и валютных рисков.
Т. е. в данном случае речь должна идти не о замене импортной продукции, а о создании адекватного конкурентного поля товаров, включая мероприятия по поддержке отечественного производителя.
При введении запрета или ограничений со стороны экспортера основными целями являются:
• предотвращение передачи технологий двойного назначения;
• защита приоритета той или иной продукции или технологии на мировом рынке;
• нанесение экономического ущерба потенциальному импортеру.
В этом случае импортозамещение носит квазимобилизационный характер, требующий применения от государства-импортера экстренных мер по защите рынка.
Запрет импорта как инструмент для защиты национальной безопасности применяется достаточно давно. Так, по информации из ряда источников, в XVIII веке в Англии, с целью наладить собственное производство, на определенное время был введен запрет на ввоз шелковых тканей, лент и кружева, оружия, обуви, посуды и других изделий. При этом отмечается, что практически всегда удавалось обойти закон за счет контрабанды или получения разрешения на импорт путем коррумпирования соответствующих служб.
В нашей стране запретительные меры стали широко применять примерно с конца XVII века. При появлении какой-либо новой отечественной мануфактуры с рынка, через запреты на импорт, исчезали соответствующие зарубежные товары. В результате, по данным статистики, в 1821 году (начало бурного развития мануфактур и ремесленничества) под запретом импорта находилось порядка 170 наименований продукции, а к 1867 году под запретом оставались только соль и руда, поскольку уже активно работали российские фабрики и мануфактуры.
Сегодня наша страна оказалась в ситуации, когда импортозамещение приобрело характер мобилизационной стратегии. Необходимо четко представить размер проблемы и выработать стратегию действий.
Рынок современной России претерпел значительную турбулентность. В постперестроечный период при попытках вписаться в глобальный рынок – достаточно неумелых, а порой заведомо невыгодных для страны – произошло катастрофическое падение отечественного производства. На российский рынок хлынул ничем не сдерживаемый поток иностранной продукции, что привело к повышению зависимости нашего промышленного и финансового сектора от любых изменений на мировой арене.
В частности, по данным статистики, к середине 2014 года доля импорта по разным оценкам составляла:
· в станкостроении – более 90 %;
· в тяжелом машиностроении – 60–80 %;
· в легкой промышленности – 70–90 %;
· в электронной промышленности – 80–90 %;
· в фармацевтической и медицинской промышленности – 70–80 %;
· в машиностроении для пищевой промышленности – 60–80 %.
Данные на 2022 год показывают, что за прошедшие шесть-семь лет ситуация практически не изменилась. Импортозамещение в России находится в пределах 30 %. Это значит, что все товары, продукты, а также услуги, производимые в стране, составляют всего 30 %, остальное приходится закупать за рубежом.
В принципе, если отвлечься от внешних политических факторов, в этих цифрах нет ничего удивительного. Технологическая отсталость нашей промышленности от передовых иностранных производств исторически объяснима и не является секретом. Отражением этого факта на протяжении многих лет как в СССР, так и в современной России являлась известная фраза: «сделать что-то на уровне передовых зарубежных образцов».
И в этом контексте постперестроечное открытие границ и присоединение России к глобальному рынку сыграло свою позитивную роль для российской промышленности и потребителей. Российские производители увидели, как и чем можно производить высококачественные изделия. Автоматизированные и роботизированные технологии зарубежных производителей позволяли минимизировать себестоимость изделий, что на фоне высокого их качества обеспечивало конкурентное преимущество импортной продукции по сравнению с отечественными аналогами.
Достоинство изделий иностранных компаний увидели и потребители. А если учесть отработанный многими десятилетиями рыночной экономики опыт маркетинга, донесения информации об изделии до конечного потребителя, предоставления ему сервисных услуг в течение всего жизненного цикла изделий, то преимущество импортного товара перед отечественным было гарантировано.
Чтобы снизить издержки, крупные иностранные производственные компании, предварительно исследовав законодательную базу и рынок России, инвестировали в организацию производства на территории нашей страны ряда изделий, создали высокоэффективные, как правило, сборочные производства. Это позволило, с одной стороны, увеличить конкурентное преимущество иностранных компаний, а с другой – сделать технологии открытыми и несколько снизить проблему занятости российских рабочих и ИТР.
Глобальный рынок производства и поставок создавал атмосферу защищенности – все можно купить, зачем что-то модернизировать или создавать заново, если все уже создано. Как результат – деградация отечественной промышленности, закрытие предприятий, сокращение рабочих мест. При этом конечный потребитель (как частный, так и заводы, стройки и т. п.) был обеспечен готовыми импортными или произведенными иностранными компаниями в России изделиями и комплектующими. Оставался вопрос – где взять деньги, чтобы все это купить? На этом фоне расцвела банковская система кредитования, «челночно-базарная» экономика. Параллельно осуществлялся экспорт сырья и энергоресурсов, благодаря чему формировались средства для импорта продовольственной продукции и недорогих товаров потребления. В результате вытеснения с рынка продукции отечественных производителей некоторые предприятия были вынуждены прекращать выпуск товаров и закрываться.
Однако не все так мрачно. Значительное количество креативных российских производителей увидели «передовые зарубежные образцы» и технологии, проанализировали их технические и рыночные достоинства и занялись созданием новых или модернизацией существующих технологических линий и изделий, чтобы соответствовать уровню иностранных компаний и отвоевать себе место на рынке. Это было (и есть) непросто. Высокая стоимость кредитов на развитие и отставание законодательной базы, не обеспечивающей здоровый баланс между импортом и продукцией отечественного производства через систему пошлин, налогов и инвестиционной поддержки, существенно мешали таким предприятиям развиваться.
Так что, несмотря на указанные сложности, в целом приход иностранных изделий и технологий на российский рынок – это позитивный процесс, мотивирующий к развитию. Если этот процесс искусственно сдерживать, то нарушится баланс на рынке, начнутся процессы монополизации, что негативно скажется на цене и качестве российских изделий. Должна быть борьба за рынок, борьба за потребителя. Политика импортозамещения должна осуществляться прежде всего путем создания и развития внутреннего производства качественной и востребованной продукции, а не через закрытие внутреннего рынка от международного рынка технологий и изделий.
В настоящее время политика импортозамещения в России проявляется в основном в поддержке отечественных предприятий в виде льгот, субсидий, сниженных процентных ставок по кредитам и других преференций. Так, начиная с 2017 года законодательство предусматривает приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными при осуществлении тендеров. В частности, при наличии конкуренции с отечественными товарами победитель, предложивший иностранный товар, должен снижать цену своего предложения на 15 %, а на некоторые виды продукции – на 30 %.
Однако не следует питать иллюзии, будто проблему импортозамещения удастся быстро решить только корректировкой законодательства и попытками производства качественной отечественной продукции. Во-первых, у нас достаточно много принимающих решения чиновников, для которых работа по развитию российской промышленности – большая головная боль. Значительно удобней просто подписывать контракты о поставках с иностранными поставщиками.
Кроме того, в промышленности имеются объективные проблемы, тормозящие эффективное проведение стратегии импортозамещения.
Не исключаются варианты замены реального импорта товаров из стран, откуда ввоз Российской Федерацией запрещен, на импорт из «разрешенных» государств, т. е. реэкспорт – обычная торговая практика для «подзапретных» стран. Это одна из допустимых и необходимых экстренных мер защиты экономики в период санкционных ограничений на импорт со стороны экспортеров. В то же время такая практика приводит к серьезной деформации и выхолащиванию самой идеи замены импортных товаров на отечественные. В результате возникают всем нам известные примеры поставок польских яблок под видом сербских и израильских и неожиданных поставок морепродуктов из… Белоруссии. Соответственно, и стоимость этих товаров оказывалась значительно выше.
Сегодня наша страна оказалась в ситуации, когда импортозамещение приобрело характер мобилизационной стратегии. Необходимо четко представить размер проблемы и выработать стратегию действий.
Если обратиться к ситуации в нашей строительной сфере, то она, по данным ряда специалистов, на 90 % оснащена импортным оборудованием или зависит от импортных составляющих, используемых в погрузчиках, кранах, экскаваторах, бетононасосах, станках горизонтального бурения, горнопроходческих щитах и пр. Вся эта техника требует ремонта и замены в процессе износа. А ремонтировать нечем и менять не на что. Нет заводов по производству строительной техники и машин.
По данным Ассоциации «Российское лифтовое объединение», 70 % лифтов производятся в России, однако все они оснащены импортными комплектующими, ремонтного запаса которых хватит только на полгода.
Источник.
Cпециалисты, занимающиеся проблемой импортозамещения, определяют это понятие следующей фразой:
«Импортозамещение – это стратегия ведения экономики и промышленной политики государства, которая заключается в замене импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства».
На первый взгляд не очень понятно, почему «импортный товар, пользующийся спросом» нужно заменять, а не противопоставить ему на выбор потребителя отечественный товар аналогичного назначения. Критерий потребительского выбора достаточно известен – соотношение цены и качества. При этом в понятие качества включается и логистика, и сервис, и ряд других показателей.
Кроме того, в приведенном определении естественное беспокойство вызывает слово «замена», которое в менее деликатной форме синонимично слову «запрет» или «ограничение».
Запрет на импорт может быть как со стороны государства, потребляющего импортную продукцию, так и со стороны государства-экспортера.
При введении запрета или ограничения на импорт со стороны государства – потребителя импортной продукции преследуются следующие основные цели:
• стимулирование развития промышленности путем создания для нее благоприятных условий;
• защита национальных экономических интересов путем сокращения зависимости от импорта для снижения политических и валютных рисков.
Т. е. в данном случае речь должна идти не о замене импортной продукции, а о создании адекватного конкурентного поля товаров, включая мероприятия по поддержке отечественного производителя.
При введении запрета или ограничений со стороны экспортера основными целями являются:
• предотвращение передачи технологий двойного назначения;
• защита приоритета той или иной продукции или технологии на мировом рынке;
• нанесение экономического ущерба потенциальному импортеру.
В этом случае импортозамещение носит квазимобилизационный характер, требующий применения от государства-импортера экстренных мер по защите рынка.
Запрет импорта как инструмент для защиты национальной безопасности применяется достаточно давно. Так, по информации из ряда источников, в XVIII веке в Англии, с целью наладить собственное производство, на определенное время был введен запрет на ввоз шелковых тканей, лент и кружева, оружия, обуви, посуды и других изделий. При этом отмечается, что практически всегда удавалось обойти закон за счет контрабанды или получения разрешения на импорт путем коррумпирования соответствующих служб.
В нашей стране запретительные меры стали широко применять примерно с конца XVII века. При появлении какой-либо новой отечественной мануфактуры с рынка, через запреты на импорт, исчезали соответствующие зарубежные товары. В результате, по данным статистики, в 1821 году (начало бурного развития мануфактур и ремесленничества) под запретом импорта находилось порядка 170 наименований продукции, а к 1867 году под запретом оставались только соль и руда, поскольку уже активно работали российские фабрики и мануфактуры.
Сегодня наша страна оказалась в ситуации, когда импортозамещение приобрело характер мобилизационной стратегии. Необходимо четко представить размер проблемы и выработать стратегию действий.
Рынок современной России претерпел значительную турбулентность. В постперестроечный период при попытках вписаться в глобальный рынок – достаточно неумелых, а порой заведомо невыгодных для страны – произошло катастрофическое падение отечественного производства. На российский рынок хлынул ничем не сдерживаемый поток иностранной продукции, что привело к повышению зависимости нашего промышленного и финансового сектора от любых изменений на мировой арене.
В частности, по данным статистики, к середине 2014 года доля импорта по разным оценкам составляла:
· в станкостроении – более 90 %;
· в тяжелом машиностроении – 60–80 %;
· в легкой промышленности – 70–90 %;
· в электронной промышленности – 80–90 %;
· в фармацевтической и медицинской промышленности – 70–80 %;
· в машиностроении для пищевой промышленности – 60–80 %.
Данные на 2022 год показывают, что за прошедшие шесть-семь лет ситуация практически не изменилась. Импортозамещение в России находится в пределах 30 %. Это значит, что все товары, продукты, а также услуги, производимые в стране, составляют всего 30 %, остальное приходится закупать за рубежом.
В принципе, если отвлечься от внешних политических факторов, в этих цифрах нет ничего удивительного. Технологическая отсталость нашей промышленности от передовых иностранных производств исторически объяснима и не является секретом. Отражением этого факта на протяжении многих лет как в СССР, так и в современной России являлась известная фраза: «сделать что-то на уровне передовых зарубежных образцов».
И в этом контексте постперестроечное открытие границ и присоединение России к глобальному рынку сыграло свою позитивную роль для российской промышленности и потребителей. Российские производители увидели, как и чем можно производить высококачественные изделия. Автоматизированные и роботизированные технологии зарубежных производителей позволяли минимизировать себестоимость изделий, что на фоне высокого их качества обеспечивало конкурентное преимущество импортной продукции по сравнению с отечественными аналогами.
Достоинство изделий иностранных компаний увидели и потребители. А если учесть отработанный многими десятилетиями рыночной экономики опыт маркетинга, донесения информации об изделии до конечного потребителя, предоставления ему сервисных услуг в течение всего жизненного цикла изделий, то преимущество импортного товара перед отечественным было гарантировано.
Чтобы снизить издержки, крупные иностранные производственные компании, предварительно исследовав законодательную базу и рынок России, инвестировали в организацию производства на территории нашей страны ряда изделий, создали высокоэффективные, как правило, сборочные производства. Это позволило, с одной стороны, увеличить конкурентное преимущество иностранных компаний, а с другой – сделать технологии открытыми и несколько снизить проблему занятости российских рабочих и ИТР.
Глобальный рынок производства и поставок создавал атмосферу защищенности – все можно купить, зачем что-то модернизировать или создавать заново, если все уже создано. Как результат – деградация отечественной промышленности, закрытие предприятий, сокращение рабочих мест. При этом конечный потребитель (как частный, так и заводы, стройки и т. п.) был обеспечен готовыми импортными или произведенными иностранными компаниями в России изделиями и комплектующими. Оставался вопрос – где взять деньги, чтобы все это купить? На этом фоне расцвела банковская система кредитования, «челночно-базарная» экономика. Параллельно осуществлялся экспорт сырья и энергоресурсов, благодаря чему формировались средства для импорта продовольственной продукции и недорогих товаров потребления. В результате вытеснения с рынка продукции отечественных производителей некоторые предприятия были вынуждены прекращать выпуск товаров и закрываться.
Однако не все так мрачно. Значительное количество креативных российских производителей увидели «передовые зарубежные образцы» и технологии, проанализировали их технические и рыночные достоинства и занялись созданием новых или модернизацией существующих технологических линий и изделий, чтобы соответствовать уровню иностранных компаний и отвоевать себе место на рынке. Это было (и есть) непросто. Высокая стоимость кредитов на развитие и отставание законодательной базы, не обеспечивающей здоровый баланс между импортом и продукцией отечественного производства через систему пошлин, налогов и инвестиционной поддержки, существенно мешали таким предприятиям развиваться.
Так что, несмотря на указанные сложности, в целом приход иностранных изделий и технологий на российский рынок – это позитивный процесс, мотивирующий к развитию. Если этот процесс искусственно сдерживать, то нарушится баланс на рынке, начнутся процессы монополизации, что негативно скажется на цене и качестве российских изделий. Должна быть борьба за рынок, борьба за потребителя. Политика импортозамещения должна осуществляться прежде всего путем создания и развития внутреннего производства качественной и востребованной продукции, а не через закрытие внутреннего рынка от международного рынка технологий и изделий.
В настоящее время политика импортозамещения в России проявляется в основном в поддержке отечественных предприятий в виде льгот, субсидий, сниженных процентных ставок по кредитам и других преференций. Так, начиная с 2017 года законодательство предусматривает приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными при осуществлении тендеров. В частности, при наличии конкуренции с отечественными товарами победитель, предложивший иностранный товар, должен снижать цену своего предложения на 15 %, а на некоторые виды продукции – на 30 %.
Однако не следует питать иллюзии, будто проблему импортозамещения удастся быстро решить только корректировкой законодательства и попытками производства качественной отечественной продукции. Во-первых, у нас достаточно много принимающих решения чиновников, для которых работа по развитию российской промышленности – большая головная боль. Значительно удобней просто подписывать контракты о поставках с иностранными поставщиками.
Кроме того, в промышленности имеются объективные проблемы, тормозящие эффективное проведение стратегии импортозамещения.
Не исключаются варианты замены реального импорта товаров из стран, откуда ввоз Российской Федерацией запрещен, на импорт из «разрешенных» государств, т. е. реэкспорт – обычная торговая практика для «подзапретных» стран. Это одна из допустимых и необходимых экстренных мер защиты экономики в период санкционных ограничений на импорт со стороны экспортеров. В то же время такая практика приводит к серьезной деформации и выхолащиванию самой идеи замены импортных товаров на отечественные. В результате возникают всем нам известные примеры поставок польских яблок под видом сербских и израильских и неожиданных поставок морепродуктов из… Белоруссии. Соответственно, и стоимость этих товаров оказывалась значительно выше.
Сегодня наша страна оказалась в ситуации, когда импортозамещение приобрело характер мобилизационной стратегии. Необходимо четко представить размер проблемы и выработать стратегию действий.
Если обратиться к ситуации в нашей строительной сфере, то она, по данным ряда специалистов, на 90 % оснащена импортным оборудованием или зависит от импортных составляющих, используемых в погрузчиках, кранах, экскаваторах, бетононасосах, станках горизонтального бурения, горнопроходческих щитах и пр. Вся эта техника требует ремонта и замены в процессе износа. А ремонтировать нечем и менять не на что. Нет заводов по производству строительной техники и машин.
По данным Ассоциации «Российское лифтовое объединение», 70 % лифтов производятся в России, однако все они оснащены импортными комплектующими, ремонтного запаса которых хватит только на полгода.
Источник.